Неисправности и ремонт холодильников Стинол серии 107L
Холодильник однокомпрессорный, двухкамерный с Ноу Фрост для морозильника и «плачущей» стеной для холодного шкафа. Агрегат имеет сложную электрическую схему в виду использования двух систем разморозки.
Диагностика неисправностей холодильника Стинол 107L и создание условий для их устранения. Температура в рефрижераторе зависит от термодинамического баланса системы, в которую входят компоненты системы двухагрегатного хладагента. Баланс измениться, если произойдет:
- Утечка фреона из холодильного агрегата.
- Засорение капиллярного трубопровода холодильного агрегата –проблема для всех холодильников этого бренда.
- Засорение фильтра – осушителя.
- Потеря производительности мотора компрессора.
Характерно, контур горячего хладагента вокруг двери выполнен из ржавеющей стали. Через годы проблема проявляется утечкой фреона, при ремонте создают новый контур. Промыть капиллярные трубки, определить работоспособность узлов и произвести ремонт должны специалисты.
В системе Ноу Фрост может возникнуть неисправность или обрыв в цепи оттайки испарителя, дефект вентилятора. Неправильная работа таймера и засорение сливного отверстия могут привести к обмерзанию поверхностей и нарушению температурного режима в камерах. Дефекты находит и исправляет мастер.
Причиной некорректной работы холодильника Стирол 107L может быть выход из строя терморегуляторов. Это одна из самых распространенных неисправностей. Отказ датчика сопровождает и похож по признакам на отсутствие фреона, неисправный ТЭН Ноу Фрост, неисправность компрессора. Предварительно определить неисправность датчика температуры можно самостоятельно, прибор не реагирует на команды, нет щелчка при установке режима «выкл».
Предлагаем посмотреть видео о неисправностях и их устранении в холодильниках Стинол 107L.
https://youtube.com/watch?v=sx8DW3RHLYc
Виды пускозащитных реле
Несмотря на многообразие внешнего исполнения, в современных холодильниках применяются два основных вида пускозащитных реле:
- Токовые. Срабатывают по достижении определенной величины протекающего тока. Нормально работающий мотор потребляет заданный ток. При перегреве мотора потребляемый ток резко возрастает, прибор срабатывает и разрывает цепь, отключая двигатель. После остывания мотора устройство возобновляет его работу.
- Токово-тепловые. Срабатывают как по достижении значения тока, так и по достижении заданной температуры. Пока двигатель потребляет нормальный ток, спираль, через которую он проходит, подвержена небольшому нагреву и не оказывает воздействия на биметаллическую пластину. Чем выше проходящий ток, тем больше нагревается спираль. Она нагревает чувствительную пластину, та меняет свою форму настолько, что это приводит к размыканию контактов, через которые запитан электродвигатель.
Внешний вид различных моделей
В токово-тепловых приборах рост температуры приводит к изменению формы биметаллической пластины. Она сварена из двух пластин, металлы которых имеют различный коэффициент теплового расширения. Биметаллическая пластина при нагреве изгибается и размыкает контактную группу, отключая электродвигатель. После того, как двигатель остыл, пластина возвращается к исходной форме и замыкает контактные группы, снова запуская двигатель. Кроме схемы тепловой защиты, двигатель включается и отключается также термостатом.
Пластина нагревается различными способами:
- прямой – нагрев осуществляется протекающим током;
- косвенный – используется отдельный спиралевидный нагреватель.
Пускозащитное устройство также выполняет функцию запуска электродвигателя. Для этого на короткое время на обмотку двигателя подается большой пусковой ток, а после того, как ротор стронется с места и начнет свое вращение, ток уменьшается до рабочих значений.
Внешне устройство выглядит как небольшая коробочка, закрепленная на кожухе компрессора.
Внешний вид индукционного реле
Устройства могут иметь:
- Два контакта – фаза 220 вольт и Земля. Применяется на синхронных электромоторах.
- Три контакта: пусковая обмотка, рабочая обмотка и Земля. Такие конструкции используются на асинхронных электродвигателях.
Контакты различают по цвету проходящих к ним кабелей.
Индукционные реле типа ДХР закреплены на раме холодильника и предназначены для управления мотор-компрессорами типа ДХМ. Для повышения скорости срабатывания и отключения двигателя рядом с пластиной размещен сильный постоянный магнит. Когда пластина, искривляясь под действием тепла, попадает в зону притяжения магнита, он притягивает ее, ускоряя срабатывание. Притяжение магнита дает также дополнительное время для остывания перегретого мотора. Остывшая пластина преодолевает притяжение магнита и замыкает контакты.
Реле типа РТП отличается меньшим током срабатывания и меньшими габаритами. Оно не требует закрепления на раме и монтируется непосредственно на проводах.
Проверить исправность пускозащитного реле можно омметром, мультиметром или другим доступным измерительным прибором. У исправного прибора нулевое сопротивление между контактами. Если же сопротивление бесконечное – устройство неисправно и его надо поменять.
Пускозащитное устройство работает в единой электрической схеме с терморегулятором.
Электрическая схема
В руководстве пользователя холодильника указано, какие приборы могут использоваться для каждой конкретной модели. Это позволяет выбрать подходящее устройство для замены, если точно такие же, как вышли из строя, будут недоступны.
Причины выхода из строя реле холодильника
Такие узлы, как мотор-компрессор и испаритель лучше не пытаться ремонтировать самостоятельно. Если вы разбираетесь в электротехнике, можно попробовать сэкономить деньги и время на обращение в сервисный центр и провести замену пускозащитного самостоятельно.
Реле – достаточно несложное устройство, и причин его выхода из строя немного:
- Заклинивание подвижной контактной группы. В этом случае контакты не замыкают цепь. Или, наоборот, не размыкают ее.
- Выход из строя (перегорание) нагревающей обмотки
- Потеря упругости биметаллической пластины.
Внешне неисправность устройства проявляется следующим образом:
- Двигатель компрессора не запускается.
- Двигатель работает некоторое время, обычно не более 10 мин., а потом останавливается.
- Двигатель начинает работать, но не отключается, хотя заданная и в холодильнике уже достигнута.
Чтобы определить, что вышло из строя именно реле, рекомендуют отключить от него клеммы и подключить их напрямую к двигателю. Если он заработал – дело было в реле.
Другой способ диагностики – подключить заведомо исправное устройство. Если двигатель заработал нормально, с периодическими отключениями через 10-20 минут, то исправное устройство можно просто оставить на своем месте. Стоимость детали для наиболее распространенных марок находится в пределах 500-1000 рублей.
Сходные признаки наблюдаются и в случае утечки хладоносителя, что затрудняет диагностику.
Перед тем, как начинать снимать устройство с холодильника, стоит проверить еще несколько моментов.
- Видны следы обгорания или оплавления проводов и разъемов. Такое устройство подлежит безусловной замене.
- Ослабло крепление устройства. В этом случае подвижные контактные группы может заклинивать. При этом мотор начинает вибрировать. Следует подтянуть или заменить элементы крепления.
- Разболтались разъемы. Контакты следует зачистить и поджать.
Если в ходе самостоятельно диагностики и ремонта достичь успеха не удалось – не следует пытаться разбирать узлы холодильника, особенно мотор-компрессор. Лучше обратиться в сервисный центр.
Как заменить реле в холодильнике (порядок замены в разных моделях)
Норд, Аристон, Индезит, Стинол
Холодильники этих марок обладают сходной конструкцией. Замену лучше проводить в следующем порядке:
- выключить вилку из розетки;
- открутить винт, крепящий шланг к задней панели;
- вывинтить шурупы, крепящие заднюю панель мотора;
Демонтаж Норд, Аристон, Индезит, Стинол
- снять панель и отодвинуть ее;
- пассатижами или острогубцами отжать защелки реле;
Отжатие защелок
- снять неисправную деталь;
- отсоединить контакты и промаркировать провода.
Отсоединение контактов
Далее следует взять исправное устройство и установить, соблюдая обратный порядок действий.
Атлант и Минск
Эти популярные марки выпускаются на одном заводе и обладают сходным устройством.
Чтобы снять реле на холодильниках марок Атлант или Минск, следует:
- Убедиться в том, что устройство отключено от электрической сети.
- Аккуратно снять проволочный зажим, удерживающий реле.
- Снять контакты
- Промаркировать провода. Это поможет не перепутать их при сборке, особенно на старых холодильниках с потемневшими или изменившими цвет проводами.
- Отвинтить винты, крепящие реле к корпусу мотора — компрессора.
- Снять устройство, отжав проволочный зажим.
Демонтаж Атлант, Минск
Исправное реле монтируют в таком порядке:
- Установить устройство на корпус мотора – компрессора.
- Привинтить его, надежно закрепив скобу.
- Присоединить провода в соответствии с выполненной при демонтаже маркировкой.
- Вернуть на место проволочный зажим.
Liebherr
Холодильники этой марки отличаются высокой надежностью, но, тем не менее, выход пускозащитного реле из строя также случается. Типичные причины неисправности:
- перегрев спирали;
- потеря гибкости биметаллической пластины;
- заклинивание контактной группы.
Ввиду высокой стоимости комплектующих, можно попробовать диагностировать эти неисправности самостоятельно. Реле на холодильниках Liebherr смонтировано рядом с мотор-компрессором и доступно непосредственно со стороны задней стенки.
Если снять пластмассовую крышку, то можно осмотреть детали устройства. Контактные группы можно зачистить мелкой шкуркой. Следует также проверить исправность возвратной пружины.
Снятие реле Liebherr
Если после зачистки контактов устройство не заработало, следует вывинтить винты крепления, расположенные в углах прибора, отсоединить подводящие провода и заменить реле. Новое реле нужно установить точно в таком же положении, что и старое. Нарушение ориентации приведет к тому, что контакты не будут уходить вниз под действием силы тяжести.
Если вы не уверены в своих знаниях электротехники, лучше не рисковать и все-таки вызвать мастера. Стоимость ремонта в сервис-центре, как правило, все-таки ниже, чем цена всего холодильника.
Ещё о диагностике и существующих проблемах
Вода часто появляется и накапливается внутри агрегатов с капельной системой внутри холодильного отсека. Засор дренажной системы – главная причина появления неполадок. Назначение конструкции состоит в отводе воды из камеры. Она проходит внутри корпуса холодильника Стинол 101.
Если в морозилке появляется снежная шуба, это тоже один из признаков неисправности. Дренаж начинается в отсеке, где хранятся продукты. Поэтому обязательно наличие гидрозатвора в этой части, чтобы избежать проблем в дальнейшем.
После таких действий отток воды должен наладиться. При сильном засорении подобные действия не помогают, возникает необходимость пробивать конструкцию.
Главное – придерживаться аккуратного подхода. Трубки изготовлены из тонколистового пластика, который слишком легко повредить. Рекомендуется использовать рыболовные лески, у которых слегка оплавлен конец. Получится импровизированный тросик, которым после погружения внутрь и прочищают систему. Потом всё заполняют моющим раствором, промывают водой внутренности техники Стинол 101.
По сравнению с «плачущими» системами конструктивно варианты «без инея» считаются более сложными. Они отличаются от существующих аналогов тем, что содержат систему обдува для удаления излишней влаги. Вентилятор, фузер и таймер – самые слабые места у систем.
Вентилятор идёт из морозилки. Деталь бывает закрытой или открытой в зависимости от модели.
Открытые устройства с электронным управлением практически не подлежат самостоятельному ремонту, нужно только вызывать мастера. Другое дело – когда устройство более простое, с электромеханическими элементами. Достаточно получить доступ ко внутренней части. Когда добираются до вентилятора, внимательно изучают конструкцию и проверяют крыльчатку. Узел точно требует разбора, если всё идёт туго и не поддаётся движению. Стинол 110 ремонтируется почти так же.
Реализация защиты токового типа
Асинхронный двигатель – это сложное электрическое устройство, подверженное сбоям. При возникновении короткого замыкания срабатывает автоматический выключатель, установленный в распределительном устройстве. В случае отказа вентилятора, который охлаждает обмотку и механические движущиеся части, срабатывает внутренняя тепловая защита компрессора. Внутренняя тепловая защита двигателя основана на позисторах. Он реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины. Однако может возникнуть ситуация, когда двигатель начинает потреблять ток, в 2-5 раз превышающий номинальный, в течение длительного времени (более 1 секунды). Обычно это происходит при незапланированной нагрузке на вал, в результате заклинивания двигателя. Ток увеличивается, но не достигает значения короткого замыкания, поэтому автоматический выключатель не срабатывает. Тепловая защита также не имеет причин для срабатывания, поскольку температура не изменится за такое короткое время. Единственный способ быстро отреагировать на ситуацию и избежать расплавления рабочей обмотки – это срабатывание устройства токовой защиты, которое может быть установлено в разных местах: Устройство, сочетающее в себе функции защиты пусковой обмотки и токовой защиты двигателя, называется реле пусковой защиты. Большинство компрессоров холодильников оснащены таким механизмом. Работа реле токовой защиты основана на трех принципах:
- При увеличении силы тока сопротивление увеличивается, что приводит к нагреву проводящего материала;
- Коэффициент теплового расширения различен для разных металлов.
- Металл расширяется под воздействием температуры;
Поэтому используется биметаллическая пластина, которая сваривается из пластин с разными коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается под воздействием тепла. Один его конец неподвижен, а другой, отклоняясь, размыкает контакт. Чтобы нагреть биметаллический открыватель, рядом обычно размещают катушку, через которую пропускают электрический ток. “Прямой” вариант иногда реализуется в виде проводящей пластины. Пластина сконструирована таким образом, чтобы реагировать на температуру при пропускании через нее определенного количества тока. Поэтому при замене пускового реле проверьте его совместимость с установленной моделью компрессора.
Подробнее Про пусковое реле для холодильника: принцип работы и схемы подключения https://expluataciya-holodilnika.ru/holodilniki/princip-raboty-puskozashhitnogo-rele-dlja-bytovogo-holodilnika/.
Конструкция пускозащитного реле
Реле стартера напоминает таблетку или неопределенной формы. Это такой маленький компонент, который располагается прямо рядом с черным бочкообразным корпусом компрессора. Вы когда-нибудь задумывались, почему именно такой цвет сажи был выбран в качестве цвета сердца холодильника? Ответ прост: черный цвет поглощает тепло, но и хорошо его излучает. То, в какую сторону движется процесс, определяет направление разницы температур между компрессором и окружающей средой. Когда двигатель нагревается, черный корпус отдает тепло воздуху. Кроме того, рядом находится вентилятор, который создает принудительное охлаждение компрессора. Обычно по цвету проводов можно определить, что и куда подключено. Проще узнать заземление компрессора, если соскоблить немного краски с корпуса и проверить три контакта, но мы оставим этот способ напоследок, когда все остальные не помогли. Индуктивные пусковые реле DXR устанавливаются на неподвижной раме и работают с компрессорами DXM. За обозначением может следовать номер, который одинаков для обоих агрегатов. Разница в конструкции заключается в рабочем напряжении и токах переключения и расцепления. За биметаллической пластиной находится магнит, который ускоряет разрыв цепи в случае перегрева. Если в поле находится металл, срабатывание ускоряется. Магнит также служит для удержания биметаллической пластины с разомкнутым контактом немного дольше, чем это необходимо для нормализации температуры. Это дополнительная мера защиты. Индуктивное реле компрессора холодильника RTP отличается тем, что оно может быть и на проводе. Его не нужно крепить к раме. Эксплуатация осуществляется с компрессорами DXM 3 и 5. Разница с DXR заключается в немного меньшем рабочем токе. Это обеспечит более надежную защиту компрессора. Ток освобождения одинаков. Квалифицированные мастера используют холодильные компрессоры, изготавливают аппараты высокого давления, ресиверы. Они накачивают шины и используют пневматическое оборудование. Прежде чем купить реле для холодильника, убедитесь, что изделие соответствует типу компрессора. Тогда элемент должен быть установлен правильно. Лучше взять именно ту марку, которая была в наличии до ремонта. Если реле холодильника “Бирюса” типа РТК, то лучше взять его, хотя для двигателя ДХМ подойдут и РТП, и ДХР. Справочные таблицы помогут в определении совместимости оборудования. Они предоставляют необходимую техническую информацию. “Зачем это искать?” – спросит кто-то, прочитав заголовок. И вы должны проверить его в случае, если в вашем холодильнике начнутся помехи. Или не сразу. Или периодически. Или он вообще не заводится. За эту функцию отвечает реле запуска холодильника. И если оно выйдет из строя, вам придется купить новое пусковое реле для вашей модели холодильника https://expluataciya-holodilnika.ru/holodilniki/marki/atlant/zamena-datchika-isparitelya-holodilnika-atlant-svoimi-rukami/. Поэтому, прежде чем тратиться на обновление своего “пищевого хранилища”, стоит посмотреть, все ли так плохо со старым. Специалисты компании ALM-zapchasti подробно описывают последовательность диагностики пускового реле. Принцип работы этого реле заключается в следующем. Когда температура опускается ниже требуемого значения, контакты терморегулятора замыкаются, и реле получает команду на запуск двигателя-компрессора. Обычно это занимает две секунды. Если двигатель не запускается в течение двух секунд, срабатывает защита, и ротор остается неподвижным. Сначала проверьте, не ослаблено ли крепление. Реле должно быть закреплено строго вертикально – в соответствии с маркировкой. В противном случае сердечник не сможет быстро втянуться за те же несколько секунд и замкнуть контакт. Все в порядке? Затем необходимо продиагностировать пусковое реле https://expluataciya-holodilnika.ru/holodilniki/marki/bosch/zamena-puskovogo-rele-holodilnika-bosch-svoimi-rukami/.
Принцип работы пускового реле
Несмотря на большое количество производителей комплектующих к холодильникам, схема работы и конструкция пусковых реле практически одинакова. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.
Схема устройства и подключение к компрессору
Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую, а другой (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:
- первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
- второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.
Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов. Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.
Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. Например, защитный блок может быть вынесен на жилу, которая расположена внизу на рисунке
Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор для понимания расположения проходных контактов. Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:
- «S» – пусковая обмотка;
- «R» – рабочая обмотка;
- «C» – общий выход.
Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.
Замыкание контактов посредством индукционной катушки
Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.
В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток. В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.
При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.
На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка «верх», которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести
Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.
Регулирование подачи тока позистором
Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора. Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.
В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.
По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи. Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.
Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют «таблеткой».
Ремонт пускового (пускозащитного) реле
Подозревать тепловое реле холодильника Стинол при возникновении проблем с бытовым прибором следует при таких ситуациях:
- Отсутствие реакции на включение холодильной установки Стинол 103. Если пускозащитное тепловое устройство в порядке, то причину нужно искать в цепи подачи электропитания или в термостате;
- Затруднения с запуском компрессора. Он либо вообще не включается, либо включается и через несколько секунд выходит из рабочего режима;
- Шумная работа мотора. Тепловое реле периодически включается из-за проблем с компрессором. В результате оно быстрее изнашивается и выходит из строя;
- Слишком низкая температура в морозильной камере холодильника Стинол. К дополнительным симптомам можно отнести недостаточность регулировки посредством терморегулятора, шум при работе компрессора и теплового реле, повышенный расход электричества. Причина этого явления в залипании контактов пускового или пускозащитного реле. При игнорировании проблемы возможно серьезное повреждение мотора-компрессора и его последующая замена;
- Короткий цикл функционирования бытового прибора Стинол 103. К признакам неисправности относят слабое обмерзание морозильной камеры Стинол, частое выключение мотора, неполадки с конденсатом, выход терморегулятора из строя.
В подобных ситуациях необходимо получить доступ непосредственно к пусковому (пускозащитному) реле. Для этого:
- Отключаем холодильник Стинол 101 от электрической сети.
- Ищем тепловое реле, оно находится около мотора-компрессора.
- Разжимаем скобу, сделать это можно посредством отвертки.
- Отключаем пускозащитный механизм от мотора.
- Разбираем корпус пускового реле для компрессора холодильника Стинол:
- отделяем болт;
- освобождаем крышку.
- Проводим визуальный осмотр конструкции.
- Отделяем контакты, проводим их очищение спиртовой салфеткой и наждачкой.
- Вынимаем шток, осматриваем его, зачищаем поврежденные места.
- Проверяем состояние катушки, сердечника и пружины.
Если явных повреждений не видно (гнезда не обгорели, корпус чист, а вольфрамовая пружина не ослаблена), остается собрать пусковое реле для холодильника Стинол обратно, вставить его на место и подключить бытовой прибор к электричеству. Если он на протяжении получаса работает без перебоев и лишнего шума – значит неполадка устранена. Противоположный результат является основанием для вызова профессионального мастера и (или) замены пускозащитного реле.
Преимущества продукции
К преимуществам бытовой техники Atlant относятся:
- адаптивность;
- надежность;
- функционирование в течение длительного периода времени;
- изготовлены из прочных материалов;
- устойчивость к перепадам напряжения (175-250 Вт);
- низкое энергопотребление;
- низкий уровень шума.
Оборудование для охлаждения пищевых продуктов состоит из следующих компонентов:
- Электрические двигатели компрессоров. Его запуск, а также защита от факторов окружающей среды и сопутствующих процессов осуществляется с помощью пускозащитного реле. Рабочий цикл состоит из включения и выключения через регулярные промежутки времени. За это отвечает датчик-передатчик температуры.
- Конденсаторы.
- Фанаты. Используется для охлаждения конденсатора. Вместе с компрессором их работа регулируется терморегулятором. Часто для принудительной циркуляции воздуха используются специальные вентиляторы;
- Электрические лампы. Электрические лампы состоят из электрической розетки, выключателя и лампочки. Колпачок изготовлен из алюминия или латуни, мощность варьируется от 15 до 25 Вт. Автоматическое включение осветительного прибора происходит при открывании двери;
- Термостат.
- Сенсорное реле. Он содержит термочувствительную схему, контакты, устройство для обеспечения их переключения, выходные клеммы, дифференциальный винт и узел, отвечающий за установку температуры. Компонент должен быть расположен вдали от влаги, например, снаружи устройства или в холодном помещении.
Электрическая схема чиллера Atlant разработана таким образом, чтобы предотвратить быстрый выход из строя входящих в нее компонентов. Пример на рисунке.
Позисторный механизм включения
В современных бытовых холодильниках марки Stinol используется реле сверхтока со встроенным позистором (резистор, увеличивающий свое сопротивление с ростом температуры). Схема https://expluataciya-holodilnika.ru/holodilniki/chasti-holodilnika/shema-rele-holodilnika/ этого устройства (рис. 2) аналогична индуктивному реле, но вместо катушки для замыкания и размыкания пускового контакта используется позистор, включенный в цепь пуска. Когда компрессор находится под напряжением, температура резистора низкая, и он передает ток на пусковую обмотку. Поскольку резистор имеет определенное сопротивление, он нагревается и размыкает цепь запуска двигателя. Когда термостат включается, цикл повторяется, а затем холодильник снова включается.
Механизм индукционного замыкания
Схема подключения реле несложная. На вход прибора условно подается «ноль» и «фаза», а на выходе «фаза» делится на две линии. Первый провод соединяется с рабочей обмоткой электродвигателя, а второй провод подходит к пусковой обмотке через пусковой контакт. В реле старых и современных холодильников ток к рабочей обмотке подводится через пружину высокого сопротивления, а затем через соединение с биметаллической перемычкой. При сильном увеличении тока в цепи (заклинивание двигателя, короткое замыкание и другие неисправности) пружина, контактирующая с перемычкой, нагревается, которая под воздействием температуры изменяет свою форму, тем самым размыкая контакт и отключая компрессор. В этой схеме для запуска электродвигателя используется катушка (K1), которая соединена последовательно с рабочей обмоткой. Подача напряжения при неподвижном роторе двигателя увеличивает ток в катушке, создавая магнитное поле, которое притягивает подвижный сердечник, замыкая пусковой контакт. Когда ротор достигает скорости, ток в цепи уменьшается, магнитное поле в катушке уменьшается, и пусковой контакт размыкается под действием силы тяжести или компенсирующей пружины.
Для чего требуется конденсатор?
Он является элементом теплообмена. Поэтому необходимо отводить тепло от фреона, который испаряется и нагревается. В стандартном оборудовании конденсатор расположен на задней стенке, это своего рода зигзагообразное устройство. В промышленных холодильных установках конденсатор заменяется теплоотводом. Он устанавливается вместе с системой вентиляции для быстрого отвода тепла. Самое главное — постоянно держать конденсатор холодным, тогда холодильник будет работать без помех. Конденсатор — зигзагообразное устройство на задней стенке прибора.
Как проверить реле холодильника мультиметром
В современных холодильниках ставят позисторное реле. Основной рабочий элемент которого — позистор (полупроводниковый резистор, сопротивление которого зависит от температуры). При подаче напряжения позисторное реле обеспечивает подключение пусковой обмотки, ток через него возрастает, температура увеличивается и его сопротивление резко возрастает. Благодаря чему пусковая отключается, а мотор компрессора уже вышел на рабочий режим. И подключена только рабочая обмотка.
Проверить позитронное пусковое реле холодильника своими руками очень просто. Щупы мультиметра (омметра) подводим к клеммам рабочей и пусковой обмотки соответственно. Именно между ними и стоит позистор. Если он исправен значение сопротивления будет около 30 Ом.
Ещё один способ проверки, совмещающий в себя и визуальный осмотр. Вскрываем корпус релюшки и видим диск позистора, называемый в просторечье «таблетка». Подводим щупы тестера непосредственно к его сторонам и замеряем омическое сопротивление. А также проверяем на отсутствие сколов и трещин. Ну уж если он в раскрошенном состоянии — тем более будет видно.
Реле на старых холодильниках
В старых холодильниках ставят пусковое реле с катушкой электромагнита. При включении холодильника по катушке протекает повышенный ток, сердечник подтягивает контактную планку с двумя парами контактов, происходит их замыкание. Пусковая обмотка включается — двигатель компрессора запускается. И в момент, когда начинает протекать уже номинальный ток (он меньше пускового) — магнитное поле катушки ослабевает и контакты пусковой обмотки размыкаются.
Проверить мотор и реле на холодильнике Indesit и Атлант
Watch this video on YouTube
Watch this video on YouTube
Что здесь обычно выходит из строя? Прежде всего, конечно, подвижные детали:
- Ослабевает пружинка,
- Изнашивается и ломается крепление контактной планки к сердечнику соленоида.
А также, что случается реже — нарушается пайка или крепление клемм, из-за перегрева или дефектов производства.
Теплозащита
Что касается теплозащиты, общая беда для электромагнитных и позитронных реле — перегорание нихромовой спиральки. Хотя конструктивно они выполнены немного по-разному, но принцип действия и основные детали аналогичны.
В компрессорах фирмы Danfos теплозащита встроена в корпус моторкомпрессора. Поэтому в реле теплозащитная часть отсутствует.
Что даёт проверка
Такие неисправности, как замена пружинки или восстановления крепления контактной планки на сердечнике соленоида, в принципе, можно устранить своими руками. Но пришедший в негодность позистор или раскрошившийся в процессе службы корпус, особенно в месте крепления клемм — уже не отремонтировать. Поэтому: предлагаем
купить реле для холодильника в Магазине Запчастей бытовой техники.
У нас работают опытные специалисты — они подберут реле по обозначению или по марке холодильника.
«А зачем его проверять?» – спросит кто-то, прочитав заголовок. А проверить его нужно в случае, если ваш холодильник запускается с перебоями. Или не сразу. Или через раз. Или не запускается вообще. За эту функцию как раз и отвечает пусковое реле холодильника.
И если ему пришел конец, то вам придется покупать новое пусковое реле для холодильника вашей модели. Поэтому прежде чем тратиться на обновку для вашего «продуктохранилища», стоит посмотреть, так ли всё плохо со старым.