Лотки теплотрасс и их характеристики

Расшифровка маркировки

Лотки железобетонные для теплотрасс, размеры которых должны быть подобраны с учетом используемых труб, маркируются по ГОСТу 13015-83. Надписи на изделиях должны содержать информацию о:

  • фирме-изготовителе;
  • весе изделия;
  • дате изготовления;
  • марке;
  • размерах;
  • прочности;
  • штампе технического контроля.

Расшифровать маркировку довольно просто. Железобетонные желоба маркируются буквой «Л». Далее можно отыскать типовой размер. Через дефис производитель указывает максимальную нагрузку. По правилам ГОСТа длина изделия может отличаться от типовой, в этом случае в маркировке после основных параметров можно увидеть еще одну цифру.

Описание

Ж/б конструкции выпускаются на основании ГОСТа 13015.0-83. Государственный стандарт регламентирует основные параметры ЖБЛ, нормы производства и эксплуатации строительных материалов.

Согласно документу, изделия из бетона после изготовления должны обладать высокими показателями и иметь следующие качества:


Водоотводные лотки.

  • повышенную термо- и гидроизоляцию;
  • морозостойкость;
  • высокий уровень стойкости к любым нагрузкам;
  • водонепроницаемость;
  • устойчивость к агрессивным факторам и грунтовым водам;
  • надежность.

Бетон, из которого выпускают лотки, должен отвечать таким требованиям:

  1. Марка — не менее 300.
  2. Предел прочности — свыше 70 МПа.
  3. Размер гранул наполнителя — до 15 мм.
  4. Отсутствие поверхностно-активных добавок при изготовлении смеси.

Теплотрассовые каналы накрываются бетонными крышками для быстрого устранения аварии, возможной в процессе работы системы теплоснабжения.

Шлюзы по методу укладки подразделяются на подвиды:

  1. КЛ. Оборудованы специальными перекрытиями.
  2. КЛп. Изготовлены с крышками и опирающимися на них железобетонными блоками.
  3. КЛс. Желобная система с опирающимися друг на друга блоками, скрепленными с помощью швеллеров.

Монтаж блоков выполняется в канаве на подушке из песка. Изделия должны плотно соприкасаться с землей, это влияет на надежность конструкции. Стыки заливаются раствором. На структурно-неустойчивом грунте пользуются битумом или другой пластичной гидроизоляцией.

Для равномерности нагрузки и во избежание перекосов землю засыпают с 2 сторон одновременно. При эксплуатации блоков на территориях с агрессивными факторами фасад следует покрывать защитным слоем специального раствора.


Жб лоток для инженерных коммуникаций.

Назначение

Железобетонные лотки (ЖБЛ) для теплотрасс благодаря широкому ряду типоразмеров применяют не только по прямому назначению, но и для других целей как в бытовом хозяйстве, так и в строительной, коммунальной, и промышленной сферах.

Железобетонные лотки для теплотрассы играют следующую роль:

  • Предохраняют водопроводный, газовый, паропроводящий трубопровод или кабель от физического давления помещенного над ним грунта.
  • Обеспечивают дополнительную тепловую защиту трубопровода, экономя при этом финансовые средства на подогреве воды, пара или иного теплоносителя.
  • Так как подземный лоток накрывается сверху защитной крышкой и промазывается снаружи гидроизоляцией, в него не проникает влага — таким способом происходит предохранение от коррозии внутренних инженерных коммуникаций.
  • Также ЖБ лоток для теплотрассы не допускает контакта трубопровода с почвой, различными биологическими организмами и животными. Это повышает коррозионную стойкость трубопровода и существенно увеличивает срок его службы.
  • Бетонный лоток для теплотрассы предохраняет трубопровод от физического воздействия почвы при ее просадке, смещении в результате землетрясений или размыве грунтовыми водами.
  • Одно из популярных применений лотков — их установка для отвода различных жидкостей. Они могут использоваться в животноводческой отрасли сельского хозяйства на фермах скота для транспортировки жидких навозных стоков, организации водоподающих каналов. В мелиорации лотки находят применение при осушении болотистой местности. При ведении бытового загородного хозяйства с помощью лотков можно подводить воду на участок из открытых источников, колодцев, колонок, создавать каналы для отвода воды с территории.


Схемы армирования

Транспортировка

Транспортировка непроходных каналов должна соответствовать пункту 8 ГОСТ 13015-2003 и пункту 5 серии 3.903 кл 14 выпуски 1-4, 1-5. Во время транспортировки должны соблюдаться меры, исключающие повреждения изделий. При погрузочно-разгрузочных работах запрещается:

  • разгружать изделия со свободным падением;
  • перемещать изделия волоком, без катков и прокладок.

Подъем, погрузку и разгрузку необходимо производить подъемными машинами с использованием траверс и строп. Порядок укладки непроходных каналов на транспортируемую платформу должен обеспечивать равномерное распределение нагрузки относительно оси симметрии и осей колес транспортного средства. Транспортирование изделий необходимо производить с учетом возможности их монтажа непосредственно с транспортного средства. Зазоры между изделием и бортами транспортного средства не должны быть менее 150 мм.

Канал непроходной (КН) (серия 3.903 кл 14 вып 1-4)
Размер канала непроходногоКоличество каналов в шаланде длиной 12 м,п, (шт.)
КН-138
КН-228
КН-322
КН-418
КН-512
КН-610
КН-76

Материал изготовления

Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:

  1. основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
  2. для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
  3. при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
  4. анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
  5. для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.

Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:

  1. при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
  2. при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.


ЖБ канальные и тоннельные элементы по Серии 3.006.1-2.87 — параметры

Технические специфики

Все нужные таблицы размеров лотков железобетона для теплотрасс можно отыскать в документации, которая регламентирует данные изделия, а конкретно — ГОСТ. Помимо прочего, необходимо познакомиться с ключевыми тех. характеристиками таких элементов строительства.

Лотки производятся согласно ГОСТу, к их качеству и наружному виду предъявляют большие требования

ГОСТ 13015.0–83 в себя включает большой ряд правил и положений, которые относятся к монолитно бетонным лоткам для теплотрасс. Рассмотрим ключевые из них:

  • устойчивость к морозам;
  • влагостойкость;
  • большая прочность бетона;
  • даются все нужные нормы по форме и размеру таких изделий для строительных работ;
  • приводятся таблицы;
  • выдвигаются нормы и требования не только к готовому продукту, но и к производственному процессу.

Помимо прочего, описываются нужные критерии, которым должна подходить дополнительная арматура к этим строительным изделиям.

Рассмотрим требования, которые предъявляются в отношении к бетону:

  • бетонная марка должна подходить прочностным показателям и качества, описанным в ГОСТ. Позволяется применение марки не меньше, чем М300;
  • есть ещё один очень весомый признак — крепость на сжатие. Данный показатель должен быть не ниже 70%;
  • размер частиц наполнителя для выполнения материала не должен быть больше 15 мм;
  • полностью запрещается задействовать во время изготовления лотков железобетона различного рода энергичные добавки.

Размеры ЖБЛ для прокладывания теплотрасс представлены в таблице №1.

Таблица 1

Описание

Канал непроходной – железобетонное изделие, П-образной формы, применяемое при строительстве инженерных сетей, тепловых сетей и прочих подземных коммуникаций. Непроходные каналы прокладываются в твердых грунтах со слабоагрессивной средой выше уровня грунтовых вод. Канал непроходной имеет сокращенное название — КН. Другое название непроходных каналов – это лотки теплотрасс. Данные железобетонные изделия производятся на основании серии 3.903 кл 14 выпуск 1-4, 3.903 кл 14 выпуск 1-5. Общие технические требования для непроходных каналов должны соответствовать ГОСТ 13015-2003. Также КН должны соответствовать СНиП 2-21-75, СНиП 2-36-73 и СНиП 3-16-79.

Материал изготовления

Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:

  1. основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
  2. для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
  3. при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
  4. анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
  5. для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.

Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:

  1. при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
  2. при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.

ЖБ канальные и тоннельные элементы по Серии 3.006.1-2.87 — параметры

Сопроводительная документация

Предприятие-изготовитель должен сопровождать продукцию монтажной и эксплуатационной документацией (руководством), в которой отображается следующая информация: — указание по монтажу металлических коробов и лотков с перечислением мер по предотвращению недопустимых деформаций, которые могут привести к повреждению кабельных коммуникаций; — сведения о линейной температурной деформации элементов кабеленесущей системы и способах ее компенсации; — классификационные характеристики; — диапазон значений относительной влажности воздуха (если она оказывает влияние на технико-эксплуатационные характеристики кабельных коробов и лотков); — указания по заземлению кабельных лотков и коробов; — условия транспортирования и хранения при температурах, отличающихся от номинальных (эксплуатационных), указанных в руководстве; — габаритные, присоединительные и установочные размеры каждого из элементов, входящих в кабеленесущую систему; — значение момента затяжки резьбовых соединений, которые собираются на монтаже; — указания по рабочим и предельным нагрузкам (на кабельные лотки, опорные элементы и пр.); — схемы, параметры и методику испытаний.

Монтаж и гидроизоляция лотковых конструкций

Монтаж каналов и туннелей проводят по СНиП III -16-80 (Правила работ при монтаже сборных бетонных и ЖБ конструкций) и СНиП III-4-80.

Основные правила проведения работ включают в себя пункты:

  1. Монтаж начинают после устройства подушки и проверки строительным инструментом уклонов и размеров канала.
  2. Лотки при установке цепляют за петли или пользуются захватами в виде прочных металлических стержней, пропущенных в противоположные стены ЖБИ.
  3. При укладке плит рекомендуется использование клещевых фрикционных захватов без использования петель. В зависимости от технологии изготовления плит для их монтажа могут быть использованы спецотверстия в изделиях, при отсутствии петель и отверстий применяют строповочные петли.
  4. Швы при укладке элементов заполняют раствором цемента марки 50, в местах деформации шовные проемы заливают битумом.
  5. Если прокладка проводится полуподземным методом, швы между перекрытиями заливают битумной мастикой со специальным наполнителем по СНиП III-20-74, регламентирующим проведение кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных работ.
  6. Все металлические соединения обязаны быть покрыты противокоррозионным составом, в тоннелях обетонированы по соответствующему узлу.
  7. Строповочные отверстия после установки замазывают цементом марки 50.
  8. Допускается монтаж лотковых коммуникаций без верхнего и нижестоящего перекрытия вне зданий со стенками высотой не более 60 см, и в цеховых каналах при углублении до 50 см.
  9. Допускается протяжка коммуникаций в открытых канальных проходах при отсутствующей нагрузке во время возможного осыпания земли или отсутствия крепежа стенок временными подпорками.
  10. В тоннелях закрытого типа коммуникации протягивают через монтажные проемы.
  11. Засыпку проложенных коммуникаций проводят равномерно распределенными слоями толщиной 20 — 30 мм с двух сторон согласно технологии производства земляных работ по СНиП III-8-76.
  12. Монтаж ЖБИ с закладочными элементами проводят по заранее нанесенным разбивочным рискам.

Укладка лотков с помощью спецтехники

Гидроизоляция

При возведении лотковых инженерных сооружений в районах с высоким уровнем грунтовых вод применяют следующие методы защиты туннельных и канальных конструкций от влаги:

  1. Устраивают дренаж, если его осуществление технически невозможно, проводят гидравлическую изоляцию. При этом уровень поверхностных вод считают на 1 м ниже отметки планировки грунта при углублении до 4,5 м и на 1 м меньше верха ЖБИ при углублении более 4,5 м.
  2. Гидравлическая изоляция на перекрытиях от проникновения подземных вод выполняется согласно СН 901-65, подготовленная основа под покрытие обязана иметь наклон в 4%.
  3. При прокладке используют следующие виды гидравлической изоляции:
  • холодную из асфальта;
  • горячую из асфальта;
  • оклеечную из битума;
  • композиционные материалы из кислот, петролатума, битумной мастики.
  1. Наружные поверхности изделий вне зоны грунтовых вод обмазывается битумной гидроизоляцией. При прокладке тепловых сетей для защиты от поверхностных вод руководствуется соответствующим СНиП II-36-73.
  2. Для повышения долговечности ЖБ конструкций, снижения трудоемкости и стоимости проводимых работ, применение гидроизоляции рекомендуется проводить при уровне грунтовых вод до 20 м.
  3. Проведение работ регламентировано указаниями СН 301-65 (п.2.1) и требованиями СНиП 2.03.11-85 относительно защиты строительных конструкций от коррозии при агрессивном воздействии водной среды.
  4. Гидроизоляционное противонапорное покрытие должно располагаться на высоте не менее, чем 0,5 м над максимальным уровнем грунтовых вод.
  5. Сборные лотковые элементы каналов и тоннелей должны размещаться на подушке из бетона марки 100 толщиной не менее 10 см, по краям подготовка должна армироваться сетками.
  6. Если подготовка проводится в агрессивной водной среде, ее выполняют из бетона высокой плотности группы не ниже В6 по водопроницаемости.
  7. Другая технология создания подготовительной подушки в траншее — втрамбовывание в грунт щебня с его последующей проливкой битумом до полного впитывания.
  8. Гидроизоляционная узлы, деформационные швы, защитные ограждения, детали пропуска через гидроизоляционный слой труб, кабелей, должны выполняться в соответствии с СН 301-65

Стоимость лотков

Широко применяемые в промышленности, строительной сфере, коммунальном и сельском хозяйстве ЖБИ лотки теплотрасс выпускают для организации открытых и закрытых каналов, туннелей под землей и на ее поверхности. Значительное количество типоразмеров, доступность, простота монтажа, невысокая цена, существенно расширяют область их применения вплоть до бытового использования.

Размеры

Лотки изготавливают прямоугольной и трапециевидной формы с уклоном внутренних стенок. Их основные размеры:

  1. длина по стандарту составляет 5970 мм, такой типоразмер имеют небольшие ЖБИ начальных номеров (по усмотрению производителя их длина может быть и 2970 мм). Более тяжелую крупногабаритную продукцию начиная с номеров Л25 (масса больше 5 тонн) для удобства транспортировки и монтажа выпускают размером в 2970 мм;
  2. для всех доборных изделий с индексом д принята стандартная длина в 720 мм;
  3. ширина лотков лежит в диапазоне от 420 мм до 4000 мм со следующей градацией: 420 мм (Л1); 570 мм (Л2); 780 мм (Л3 — Л5); 1160 мм (Л6 — Л9); 1480 мм (Л10 — Л13); 1840 мм (Л14 — Л18); 2160 мм (Л19 — Л22); 2460 мм (Л23 — Л26); 2780 (Л27 — Л30); 3380 (Л31 — Л34); 4000 (Л35 — Л38);
  4. высота стенок возрастает с увеличением порядкового номера и лежит в диапазоне от 360 мм для Л1, Л2 до 1700 мм для Л38.
  5. толщина стенок от 40 мм (Л1) до 100 мм (Л38);
  6. ширина внутреннего канала — от 300 мм до 3600 мм;
  7. высота лотка изнутри от 300 мм до 1500 мм;
  8. толщина дна — от 60 мм до 200 мм.
  9. масса лотков изменяется от 0,9 т для Л1 при объеме бетона 0,34 м3 до 9,38 т при объеме материала 3,75 м3 для Л38.
  10. плиты типа КЛ и КЛп выпускают протяженностью по 2990 мм, для ЖБИ с внутренней шириной 300 и 450 мм длина плит составляет 740 мм.
  11. для доборных ЖБИ по 720 мм протяженность перекрывающих плит равна 740 мм.

Схема монтажа ЖБ каналов

Характеристики

Общие характеристики непроходных каналов должны соответствовать ГОСТ 13015-2012. Ниже приведены основные характеристики:

  • размеры (проектные и предельные);
  • диапазоны расчетных значений нагрузок;
  • виды отделки;
  • структура бетона;
  • класс бетона по прочности на сжатие;
  • отпускная прочность бетона;
  • толщина защитного слоя бетона до арматуры и предельные отклонения от нее;
  • классы и марки арматуры.

Характеристики бетона, используемого при производстве непроходных каналов, должны соответствовать ГОСТ 25192-2012 в соответствии с серией 3.903 кл 14. Для защиты от грунтовых и талых вод тепловые камеры подвергаются гидроизоляции в соответствии с СНиП 3-20-74, СН 301-65 и СНиП 2-28-73. Требования к точности конструкции должны соответствовать ГОСТ 21779-82. Защитный слой бетона до поверхности арматурного стержня должен соответствовать СНиП 2.03.11-85. В таблице № 4 приведены расчетные нагрузки для каналов, произведенных по серии 3.903 кл 14 выпуск 1-5.

Марка каналаНагрузки т/м2
q1q2q3q4q5q6
КН-00.190.590.650.240.440.83
КН-10.220.280.650.240.441.03
КН-20.250.430.650.240.441.16
КН-30.250.470.650.240.441.31
КН-40.250.740.650.240.441.47
КН-50.250.510.650.240.441.58
КН-60.300.560.650.240.441.83
КН-70.440.690.650.240.442.09

Таблица 4. Расчетные нагрузки для каналов.

q1, q2 – нагрузка от собственного веса q3 – вертикальная нагрузка от грунта засыпки q4 – временная нагрузка на поверхности грунта q5, q6 – боковое давление грунта

Устройство ливневой канализации

Ливневка (она же ливневая канализация) – это специальная водоотводная конструкция, составленная из водостоков, трубопроводов, приемников воды, фильтров (удерживают мусор), смотровых колодцев и объемного накопительного колодца, собирающего дождевую воду. Все эти элементы собираются в одну систему и позволяют эффективно удалять с территорий и объектов лишнюю воду, которая уходит самотеком.

Основные виды ливневой канализации:

  1. Открытая – самый примитивный вариант, подходит для приусадебных участков, расположенных за городом. Отвод воды в системе осуществляется с использованием открытых лотков/канав, собранная вода уходит в грунт или водоем.
  2. Закрытая – предполагает качественный сбор/отвод воды. Используются закрытые водоприемники, система подземных трубопроводов, в зонах установки фитингов для ревизии системы создаются смотровые колодцы. Собранную воду можно потом использовать. Предполагается выполнение земляных работ.
  3. Смешанного типа – система комбинированная для удаления воды вдоль площадок и дорог. Лотки открытые, но часть элементов проходит под землей.

По типу сбора воды канализация может быть линейной и охватывать все (дорожки, площадки, кровля) или точечной с установкой дождеприемников только под водосточными трубами.

  • Площадь, с которой удаляется вода.
  • Средний объем осадков в климатической зоне.
  • Характеристики и свойства почвы.
  • Коммуникации, которые проходят под землей.

Система водоотведения чаще всего создается из поливинилхлоридных канализационных труб диаметром 11-12 сантиметров, обладающих достаточными прочностью и стойкостью. Трубы обязательно должны быть смонтированы с уклоном 5 сантиметров на погонный метр в сторону накопителя. Трубопроводы ливневой канализации организуются так же, как и в случае с монтажом бытовой.

Смотровые колодцы используют для возможности обслуживать систему, вовремя удалять засоры. Колодец нужен как в смешанной, так и в закрытой системе ливневки, устанавливают его в самой низкой точке. Колодец накапливает и распределяет/сбрасывает воду, его объем должен быть соответствующим объему жидкости.

Колодец может быть сделан из металла (требует обязательной гидроизоляции), пластика (долго служит, стоек к разным воздействиям), бетона (или полимербетона). Бетонный канализационный накопительный колодец – лучший вариант для загородного участка, но нужно подумать о его доставке и монтаже (большой вес требует привлечения спецтехники).

Для эффективной эксплуатации в колодце делают дно из готового изделия или путем заливки бетона. Сверху на колодец монтируют крышку с люком.

Накопитель для канализации можно сделать и своими руками: выкопать котлован, засыпать песок и щебень, забетонировать дно, сделать опалубку и проложить в нее армокаркас, установить трубы, забетонировать, выполнить гидроизоляцию. Потом устанавливается чугунная решетка.

При проектировании системы ливневки желательно учитывать последующее использование собранной воды – для полива, производственных и хозяйственных нужд (но только после очистки). Лотки для сбора воды могут быть пластиковыми и металлическими, сделанными из композита или бетона. Чаще всего выбирают лоток бетонный ввиду явных эксплуатационных преимуществ.

Чтобы исключить травматизм и попадание в систему разного мусора, монтируют лоток бетонный с решеткой, которая защищает и делает поверхность изделия безопасной. Обычно решетки выполняют из металла.

Размеры, предусмотренные ГОСТом, а также цены ↑

Лотки теплотрасс из бетона имеют прямоугольную форму и представляют собой конфигурацию желоба. Высота, длина и ширина одной модели таких желобов может отличаться от другой.

Такие конструкции изготавливаются из тяжелых бетонов, которые при застывании оказываются очень прочными, стойкими к механическим нагрузкам разного рода, а также являются весьма морозоустойчивыми. Некачественный бетон на морозе трескается, крошится и лопается.

Поэтому при выборе лучше всего поинтересоваться каким методом были изготовлены конструкции лотков: обыкновенным литьем или вибролитьем, обыкновенным прессованием или вибропрессованием.

Самыми важными моментами в прокладке теплотрасс в бетонных лотках являются их размеры и качество материала, из которого они изготовлены.

В зависимости от того, где именно должны проходить коммуникации, ожидаются выполнения основных требований к укладке бетонных изделий. И это, прежде всего, соответствие их размеров с трубами.

Ведь металлические трубы не должны располагаться внутри конструкции короба из лотков впритык к их бетонным стенкам. Особенно если трубы подлежат дополнительной обмотке теплоизоляционными материалами.

Важно! По этой причине лотки для труб всегда должны подбираться намного больших размеров, чем внешний диаметр трубопровода. Существуют следующие стандартные параметры габаритов лотков для теплотрасс из бетона:

Существуют следующие стандартные параметры габаритов лотков для теплотрасс из бетона:

  • длина желобов – встречается 720-2970 мм и более;
  • ширина желобов — встречается 570-2460 мм;
  • высота желобов — встречается 530-740 мм;
  • толщина стенок лотка — встречается 40-80 мм;
  • ширина канала внутренней поверхности лотка – встречается 450-2180 мм;
  • высота канала внутренней поверхности лотка — встречается 300-1200 мм;
  • вес лотка — встречается 100-3000 кг.

Сталь для армирования бетонных лотков для высокой их прочности используется класса А-I, A-III, Bp-I. Из нее сначала изготавливается металлический каркас, который покрывается бетоном высокого качества средней или высокой плотности.

Так получают железобетонные конструкции различных параметров для того, чтобы можно было их применять для укладки в землю.

Однако независимо от того, какие именно нужны лотки, их изготавливают строго в соответствии с ГОСТом 23009-78. Кроме этого, сам бетон обязательно должен быть из портландцемента марки выше М400, а также использование сульфатостойких портландцементов. Все требования для бетонных смесей должны соблюдаться по ГОСТу 26633-91.

Чтобы иметь полное представление о размерах таких бетонных или ж/б изделий, как лотки для защиты теплотрасс и ценах на подобные изделия, следует рассмотреть таблицу соответствующих параметров:

Фото: размеры и цены лотков для теплотрасс

Ценообразование стоимости лотков для теплотрасс зависит от их размеров, которые рынок представляет в весьма широком ассортименте.

Вышеприведенные размеры и цены – это лишь самые основные группы лотков, но существует еще и масса других размеров, которые применяются в разных видах строительства.

Любой из этих лотков прекрасно обеспечит безопасность любого трубопровода теплотрассы и защитит от подвижности грунта, агрессивных сред почвенного состава или атмосферных осадков, а также от влияния температурных перепадов.

Знания по монтажу внутренней канализации своими руками. можно найти здесь.

Преимущества использования железобетонных лотков для прокладки теплотрасс

Раньше для монтажа трубопроводов использовались каналы, построенные из кирпича. Однако кирпичная кладка не имела таких преимуществ, как железобетонные лотки. Она отличалась небольшим эксплуатационным сроком и сложностью восстановления, поэтому необходим был более надёжный материал.

Железобетонные лотки отличаются прочностью и могут выдерживать большие нагрузки

На сегодняшний день железобетонные лотки используются для разных целей и отлично справляются с возложенными на них задачами. Если сравнивать ЖБЛ с кирпичной кладкой, то первые отличаются такими преимуществами:

  • прочностные характеристики и несущая способность этих изделий гораздо выше, поэтому их разрешено прокладывать в сейсмически активных районах;
  • прокладка лотковых элементов выполняется быстрее, чем организация кирпичной кладки;
  • кроме этого, стоит отметить, что цена железобетонного лотка более демократична, чем стоимость кирпича;

удобство замены испорченного участка железобетонного канала также является неоспоримым преимуществом этих изделий;
ЖБЛ на стадии производства подвергаются ряду процедур, позволяющих лоткам быть устойчивыми к агрессивным средам;
ещё одно немаловажное достоинство такого канала — высокие герметизационные показатели между отдельными лотками в единой конструкции. Это свойство позволяет обезопасить теплопровод от грунтовых вод.. А также стоит отметить, что ЖБЛ обладают прекрасной сопротивляемостью как к низким, так и высоким температурам

Монтаж железобетонных лотков может проводиться открытым и закрытым способами без опасений, что материал лотков испортится при перепадах температур

А также стоит отметить, что ЖБЛ обладают прекрасной сопротивляемостью как к низким, так и высоким температурам. Монтаж железобетонных лотков может проводиться открытым и закрытым способами без опасений, что материал лотков испортится при перепадах температур.

Размеры и объем по ГОСТу ↑

Железобетонные лотки несут на себе повышенную нагрузку и применяются на важных участках при строительстве.

Именно поэтому для них были разработаны специальные стандарты и ГОСТы, которые регламентируют выпускаемую продукцию: размеры лотков для теплотрасс, качество бетона, из которого они изготавливаются, правила и условия установки и эксплуатации.

При производстве лотков организации опираются на ГОСТ 21509–76, ГОСТ 13015-2003 и ГОСТ 23009-78. Все железобетонные лотки выпускаются на основании серий 3.006.1-8 или 3.006.1-2 и в строгом соответствии с Техническими Условиями 5859-001-86780364-2008. Типовые размеры лотков для теплотрасс приведены в таблице.

В таблице приняты следующие условные обозначения:

  • а – толщина ноги;
  • b – внешняя ширина;
  • h – внешняя высота;
  • n – внутренняя высота;
  • m – внутренняя ширина.

Фото: параметры размеров лотков для теплотрасс

Маркировкаa, ммh, ммn, ммb, ммm, мм
Л – 240360300570450
Л – 2080104090023802100
Л – 570680600780610
Л –155072060018401600
Л – 7506806001160980
Л – 950131012001160900
Л – 116070060014801280
Л –238074060024602180
Л – 13601320120014801200
Л – 65053045011601000
Л – 1670103090018401580
Л – 450530400780610
Л –1260101090014801240

Масса и объем железобетонных лотков напрямую зависит от его габаритных размеров. Вес изделий может быть от 110 кг до 3000 кг, а объем (вычисляется по стандартной формуле) от 0,1 м³ до 0,99 м³.

Особенности укладки лотков

Канальные и тоннельные конструкции из лотков рассчитаны как на эксплуатацию в условиях без просадки грунта, размыва почвы и сейсмической активности, так и с приведенными выше нагрузками, землетрясениями по шкале до 9 баллов. В Серии 3.006.1-2.87 рассмотрены следующие ситуации прокладки инженерных коммуникаций из лотков:

  • под автомобильными магистралями с углублением от верха лотка до поверхности дороги в диапазоне 0,5 — 6 м;
  • под железнодорожными путями с расстоянием от шпал до верха ЖБИ 1 — 4 м;
  • в любом месте при отсутствии автодорог с углублением под уровень грунта в диапазоне 0,5 — 6 м;
  • в производственных цехах с минимальной глубиной лотка от уровня пола 0,3 м, при этом плита перекрытия является фрагментом полового покрытия;
  • допускается полуподземное монтирование канальных и тоннельных сооружений, выступающих над земной поверхностью на расстоянии 0,2 — 0,4 м.

При монтаже канальных и тоннельных конструкций из лотков руководствуется следующими правилами:

  1. Каналы из КЛ накрывают плитами, для маркировки КЛп лотки опираются на плиты. Каналы серии КЛс укладываются из двух элементов и соединяются между собой посредством коротких швеллеров, заложенных в продольные швы. Крепление может производиться также с помощью сварки с использованием коротких швеллеров, привариваемых к закладным элементам нижестоящих ЖБИ.
  2. Укладка элементов каналов и туннелей типа КЛс должна проводиться с перекрытием швов по вертикали, допустим монтаж верхних и нижестоящих ЖБИ разной высоты.
  3. При устройстве многосекционных инженерных коммуникаций лотковые элементы устанавливают параллельно друг другу.

Схема складирования

  1. Туннельные и канальные коммуникации рассчитаны на эксплуатацию как снаружи объектов, так и во внутрицеховых укладках с применением типа КЛ.
  2. Для монтажа полуподземных конструкций перекрывающие плиты изготавливают с трехслойным утеплителем, состоящим из пенобетонных вкладышей плотностью 500 кг/м 3 класса В 1.5.
  3. Для цеховых каналов с перекрывающими плитами на уровне пола допускается их фактурное покрытие.
  4. При монтаже лотковых каналов используется песчаная подготовка толщиной не менее 100 мм.
  5. Для отведения подземных вод, проникающих в канал, ему придается наклон в 0,002 м, вода направляется в приямки, располагаемые в отдельных камерах, узких местах или на прямых участках, расстояние между ними не должно быть более 150 м. Из приямков вода должна отправляться в канализацию.
  6. В подземных канальных и туннельных коммуникациях через 50 м обязаны присутствовать деформационные швы, в наземных конструкциях расстояние между ними принимают не больше 30 м. Также швы для деформации делают:
  • при примыкании канальных и туннельных лотков к камерам и уширениям;
  • в местах, где несущая способность основания изменяется.

Укладка трубопровода в лотки

  1. Также в туннелях и каналах должны присутствовать выходные и монтажные проемы, между которыми принимают расстояние до:
  • 150 м — при укладке шинных и кабельных линий;
  • 120 м — при протягивании маслонаполненных кабелей;
  • 100 м — при прокладке трубопроводов с паром;
  • 200 м — если уложена водяная тепловая магистраль.
  1. Допускается при прокладке тепловых сетей применение опор из железобетонных подушек для труб диаметром от 23 до 1400 мм. Для закрепления труб внутри канала в их конструкции предусмотрены закладочные элементы, чертежи изготовления которых приведены в Серии 3.006.1-2.87.
  2. Для осуществления монтажа, демонтажа и ремонта в туннелях разрешено укладывать монорельс грузоподъемностью не менее 1 тонны.
  3. Вопрос вентилирования решается в индивидуальном порядке и зависит от объема тепловыделений.
  4. При установке сооружений с закладными деталями, на наружную поверхность нижестоящих и верхних ЖБИ наносят разбивочные риски.
  5. Все лотковые инженерные коммуникации рассчитывается на нагрузки верхних лотков или их плит перекрытия по ряду стандартных значений: 3, 5, 8, 11(12) и 15 тс/м 2 . При укладке лотковых коммуникаций действуют следующие нагрузочные нормативы:
  • при монтаже вне зданий наименьшая временная нагрузка по вертикали равна 1 тс/м 2 ;
  • на полуподземные перекрытия нагрузочный норматив считают от 400 кгс/м 2 ;
  • под железнодорожными путями нагрузка на канальные и тоннельные лотки принимается равной 12 тс/м 2 ;
  • при укладке в цехах лотки должны выдерживать нагрузку от аккумуляторного погрузчика на 1,5 т, электрокара грузоподъемностью 2 — 3 т и автопогрузчиков с весом подымаемых грузов 3 — 5 т. Поэтому эквивалентные нагрузки, которые должны выдерживать внутрицеховые лотки, составляют 3 или 5 тс/м 2 .
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий